Как аналитика помогает принимать решения органам власти, почему данные нужно грамотно готовить, какие проекты уже реализуются на основе данных и какие инструменты разрабатываются для госсектора? Этим вопросам был посвящён круглый стол "Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти" на международном форуме "ИТ-Диалог 2025" в Санкт-Петербурге.
Органы власти используют в работе множество информационно-аналитических инструментов, в том числе для работы с обратной связью от населения и экспертов, о важности которой неоднократно говорили и Президент России, и Председатель Правительства. Начальник управления Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Данил Бражников назвал современный подход к этой работе "диалогом без искажений" и отметил, что обратная связь становится инструментом развития, а мнения граждан превращаются в управленческие действия.
"Если раньше обратная связь воспринималась как реакция на жалобу, то сегодня это уже индикатор общественных ожиданий, инструмент прогнозирования и планирования. При этом речь идёт не о разрозненных сервисах или отдельных исследованиях, а о едином механизме, который связывает все уровни власти в одну управленческую цепочку. Задача проекта, который так и называется - "Обратная связь", проста и амбициозна одновременно: создать единое цифровое хранилище обратной связи и единые правила реагирования на проблемы, которые граждане поднимают", - рассказал Данил Бражников.
Следующим шагом станет формирование единых стандартов того, как измерять удовлетворённость граждан качеством услуг, как оценивать эффективность реакции на обратную связь, как соотносить сигналы с приоритетами национальных целей. "Создаётся единый язык обратной связи, понятный и гражданину, и власти, и экспертному сообществу", - подчеркнул Данил Бражников.
В региональных органах власти управленческие решения во многих сферах также принимаются на основе анализа данных. В Санкт-Петербурге, например, для этого разработана государственная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти - ИС ИАО. На круглом столе о ней рассказали начальник сектора мониторинга общественного мнения Комитета по информатизации и связи Екатерина Соловьева и начальник отдела контент-анализа Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра Елизавета Ребрий. На базе ИС ИАО с 2020 года по поручению Губернатора Санкт-Петербурга функционирует Цифровая панель управления городом - инструмент интерактивной визуализации данных, созданный для обеспечения взаимодействия руководства и органов власти региона в едином информационном пространстве. ИС ИАО позволяет проводить комплексный анализ проблем и таким образом готовить основу для принятия управленческих решений. В системе накоплен значительный объём данных, который даёт возможность не только оценивать текущую ситуацию, но и прогнозировать многие процессы городского развития.
Чтобы регион стал современным с цифровой точки зрения, а решения принимались оперативно, четко и обоснованно, работа с данными должна быть правильно организована. Если говорить о технологиях, то для этого нужна единая платформа по хранению и обработке данных. О плюсах такого подхода рассказал представитель группы компаний "Аренадата" Олег Тютюкин. "Внутри организации нужно создавать такую среду, где будет использоваться единый, согласованный и достоверный набор данных, пригодный для анализа и принятия решений, - считает он. - Это устранит задержки при взаимодействии информационных систем, повысит безопасность и управляемость, снизит затраты на владение и обучение, а в перспективе поможет автоматизировать сквозные процессы".
Но только технологий недостаточно, внутри организаций нужно создавать культуру работы с данными. Эту работу уже провели в Ленинградской области, и об успехах нового подхода к работе рассказал директор ГКУ ЛО "Оператор электронного правительства" Ярослав Пирогов. Там внедрили новые решения, и с их помощью ведут мониторинг по самым разным темам - от объектов капитального строительства до системы выявления незарегистрированных объектов недвижимости с потенциалом дополнительных налоговых поступлений. Но технологии - это лишь инструмент. Нужна культура работы с данными, а она, по мнению Ярослава Пирогова, формируется только при активной поддержке руководства региона и развитии цифровых компетенций сотрудников. "Развитие культуры данных - это не IT-проект, а управленческая задача. Это своеобразный стратегический приоритет, и драйвером такого подхода к работе является воля руководства и инвестиции в компетенции команды, - подчеркнул он. - Губернатор и Правительство Ленинградской области не просто выделили бюджет. Они сами активно используют дашборды в ежедневной работе, задают вопросы, требуют обоснованных предложений. А мы, со своей стороны, не просто предложили инструменты. Мы провели массовое обучение, показали, как это работает, как данные помогают решать конкретные отраслевые задачи".
Роль руководителя в конечном итоге заключается в принятии управленческого решения. Качество этого решения зависит от многих факторов - количества и качества данных, мастерства аналитиков и т.д. Но нельзя забывать про ещё одну важную составляющую информационно-аналитической работы: визуализацию результатов. От того, как информация будет представлена в итоговом материале (документе, презентации, дашборде), зависят точность и правильность принятого решения.
О том, как подготовить короткий по объёму, но глубокий по содержанию аналитический документ, как в нём представить информацию, необходимую для принятия грамотного управленческого решения, рассказал начальник управления Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Никита Елизаров. Он напомнил, что аналитика - это не только фиксация фактов, это анализ причин происходящего, прогнозы относительно возможных рисков и предложение мер по их минимизации.
"В последние несколько лет произошёл переход от традиционных экспертных отчётов к интерактивным моделям данных, презентациям и дашбордам. Новые технологии позволили аналитикам отказаться от "ручного труда". В плане визуализации тоже произошли сдвиги: уменьшился объём данных и цифр, которые мы выносим в итоговый материал, всё чаще документы сопровождаются тематическими иллюстрациями. Конечно, мы идём от пожеланий заказчика: кому-то нужно больше поясняющего текста, а кому-то достаточно пары цифр и графика. Но в целом тренд на визуализацию возрастает", - отметил эксперт и показал примеры материалов, которые Аналитический центр готовит для Председателя Правительства и его заместителей.
Некоторые примеры, связанные с визуализацией данных и направленные на поддержку принятия управленческих решений, привела руководитель направления ООО "ДубльГИС" Анна Ухарова. "Геоаналитика становится помощником при принятии управленческих решений. Наша платформа превращает сложные статистические данные и аналитические отчёты в интуитивно понятную информацию, нанесённую на карту города. Это позволяет оперативно оценивать ситуацию, видеть скрытые зависимости и принимать решения на основе точных, постоянно обновляемых данных и единой визуальной картины, а не разрозненных таблиц. В результате сокращается время на анализ и интерпретацию данных, упрощается коммуникация между ведомствами, повышается качество управленческих решений", - отметила она. В разных субъектах Российской Федерации эти инструменты уже используются для анализа транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки, обеспеченности населения учреждениями здравоохранения и др.
В целом участники дискуссии согласились с тем, что роль информационно-аналитического обеспечения органов власти растёт, и тренд, зародившись на федеральном уровне, уже пришёл в регионы. Лучшие кейсы тиражируются, и многие вопросы решаются быстрее, точнее и эффективнее именно благодаря современным подходам и инструментам аналитической работы. Единство данных, понятная методология, доступные инструменты - всё это в конечном итоге приведёт к единству действий, направленных на рост и развитие экономики и социальной сферы в стране.
Источник: